Google+
Фантастика 1960-х годов Tolkien SOviet Киношедевры: Кинг-Конг Code Geass
Версия для печатиМиры: Миры. «Матрица»
Кратко о статье: Если у вас дежа вю — значит, тут что-то меняют. Если ложка начинает гнуться под вашим взглядом, если ночью незнакомец предлагает вам встретиться, а во сне вам привиделось, что в вас запустили зонд — значит, вы уже там. В «Матрице». Какую пилюлю предпочитаете?

Все включено

Мир Матрицы

Что такое Матрица? Контроль.

Морфеус

Название мира: Матрица

Возникновение: 1999 год

Создатели: Братья Вачовски

Происхождение: Фильмы «Матрица», «Матрица: Перезагрузка», «Матрица: Революция»

Воплощения: Компьютерные игры, мультфильмы, комиксы

Уж сколько раз твердили миру, что все истории рассказаны и ничего принципиально нового придумать нельзя. Так это или нет — вопрос спорный. Но не вызывает сомнений, что многие популярнейшие фантастические миры современности представляют собой лишь очень искусную компиляцию из мотивов, идей и образов, созданных годы, если не десятилетия назад.

Впрочем, почему «лишь»?.. Ведь создать нечто не просто новое, но еще и неординарное из привычных кусочков мозаики — достижение, которым мог бы гордиться любой демиург. Мир — не то, чем кажется на первый взгляд; люди, противостоящие машинам; хакеры, борющиеся за свободу; избранный, которому предназначено спасти человечество, — скажите, что в них всех нового? Абсолютно ничего! Тем не менее, ловко переплетая концепции старые, как сама фантастика, и не предлагая зрителю ничего радикально нового, братья Вачовски умудрились создать мир, который если и не перевернул наши представления о киберпанке, то совершенно точно стал значительной вехой в истории кинофантастики. Стал чем-то неизмеримо большим, чем просто сумма элементов, заложенных в его основу.

От триумфа к порабощению

История мира Матрицы открывалась нам постепенно, и даже сейчас ни о чем нельзя говорить со стопроцентной уверенностью. В нашем распоряжении есть архивы Зиона, слова Морфеуса и Архитектора, но кто поручится, что им известна вся правда? Тот же капитан «Навуходоносора» не раз ошибался, да и лгать обитатели Матрицы умеют неплохо. В то же время информации вполне достаточно, чтобы сложилась более-менее цельная картина, которую мы и предлагаем вашему вниманию.

Так выглядит в программном коде Матрицы Сераф.

Итак, не подлежащий сомнению факт: людям удалось создать искусственный интеллект, поставить его на службу себе и тем самым обеспечить эру процветания. Казалось, наступила новая эпоха Возрождения. Идиллия длилась до 2090 года, когда произошел первый инцидент, вбивший клин между людьми и их механическими слугами. Первые роботы были человекоподобными, и, как оказалось, не только внешне.

Робот B1-66ER очень хотел жить. Настолько хотел, что когда хозяин вздумал отключить его — убил и хозяина, и мастера-техника. Так был создан первый прецедент, когда машина подняла руку на своего создателя.

Напуганные главы государств попытались решить проблему самым прямолинейным способом — уничтожением всем человекоподобных роботов. А дальше все развивалось по банальному сценарию: самосуды над невинными механическими слугами человечества, мирные демонстрации роботов и их сторонников и практически полное истребление нашими же руками созданной расы.

Конфетка или ценный совет — тяжелый выбор.

Однако полного геноцида не получилось, часть разумных машин уцелела, и изгои основали собственный город-государство на Ближнем Востоке, названный лаконично — 01. Если основное свойство живого организма — способность к прогрессу, то машины доказали, что достойны считаться таковыми. 01 развивался семимильными шагами, он стал промышленным лидером планеты, и это грозило нарушить экономический и политический баланс, сложившийся на старушке Земле.

Морфеус утверждал, что неизвестно, кто нанес первый удар в войне машин и людей. Но, если верить архивам Зиона, сдали это именно мы — homo sapiens. Правительством США было вынесено предложение установить экономическую блокаду 01, а посланцев машин, прибывших на совет Объединенных наций с мирными инициативами, попросту разорвали на части. Началась война.

Агент Смит — визитная карточка и вирус Матрицы.

Объединенные нации сразу пошли с туза и забросали 01 ядерными боеголовками, но вскоре люди с удивлением обнаружили, что радиация не слишком сильно беспокоит искусственные организмы. А те уже мало походили на услужливых человекоподобных роботов и нанесли ответный удар. И еще один. И еще. И так до тех пор, пока людям не пришлось отступать по всем фронтам.

И тогда какой-то умник выступил с предложением лишить машин их главного источника энергии — Солнца, создав непроницаемые для света черные облака. Всего через пятнадцать лет после того, как B1-66ER убил своего хозяина, Земля погрузилась в вечный сумрак. Но это не остановило войну, напротив — превратило ее в ужасающую бойню «до последнего выжившего». Новые модели машин — неудержимые, похожие на смесь насекомых и морских хищников — окончательно поставили человечество на колени.

У машин осталась лишь одна проблема: энергия. Руководствуясь своей не слишком понятной для человека двадцатого века логикой, искусственный интеллект решил использовать в роли источника энергии человеческие тела. Согласия людей, конечно, никто спрашивать и не подумал. Чтобы «живые батарейки» не создавали лишних проблем и спокойно висели, подключенные к странным устройствам, для них создали виртуальную реальность. Это и была Матрица, призванная внушить людям иллюзию полноценной жизни.

Что касается войны, то ее последним актом стала попытка заключения мира между людьми и машинами. Но посол последних после подписания документов самоуничтожился, и мощнейший взрыв унес не только его жизнь, но и стер с лица земли Нью-Йорк. У людей не осталось лидеров. В 2139 году машины окончательно завладели руинами, в которые обратилась Земля.

Поцелуй или смерть — кредо Персефоны.

Безобидный на вид хозяин всего подпольного мира Матрицы.

Город-сказка

С тех пор большая часть людей, все еще населяющих нашу планету, живет в несуществующем виртуальном мире и даже не подозревает об этом. Матрица представляет собой огромный мегаполис, созданный по образу и подобию крупного многонационального города конца двадцатого — начала двадцать первого века: небоскребы, корпорации, национальные квартальчики и жители, напоминающие винтики одного большого механизма, которыми на самом деле и являются. Безусловно, обитатели этого безымянного Мега-города считают, что живут в обычном мире, где полно других поселений разной величины, но так ли это на самом деле — вопрос открытый, ведь герои кинотрилогии за его пределы не выбирались.

Хорошего Избранного должно быть много.

Мега-город имеет форму огромной буквы Y и поделен на четыре крупные области: Downtown, International, Richland и Westview. Подключиться к Матрице, как показывает практика, нетрудно, а вот выбраться бывает почти невозможно. Для этого нужна чистая стационарная телефонная линия — лишь с ее помощью можно вывести человека, подключенного к Матрице, обратно в реальный мир.

Не будем забывать, что Матрица, хоть и очень подробная и убедительная, но все-таки — лишь модель реальности. А значит, многие (да практически все) законы в Матрице — не аксиомы, а лишь руководства к действию, отнюдь не обязательные для тех, кто знает, как их обойти. Правда, похвастаться этими полезными знаниями могут лишь немногие повстанцы, ведущие борьбу против машин. Отважные партизаны в Матрице способны преодолевать гравитацию, уклоняться от пуль и моментально загружать себе в мозг практически любые навыки — для этого достаточно всего лишь обладать верой в то, что все вышеперечисленное возможно. Но даже они очень многого не знают об истинной сущности этой выдуманной реальности.

Как говорится, держи друзей близко, а врагов еще ближе.

Если верить создателю виртуального мира — программе по имени Архитектор, — та Матрица, которая нам знакома по приключениям Нео и компании, была уже далеко не первой. Первую версию, из какого-то странного человеколюбия, машины сделали идеальным миром без болезней, войн и насилия. Вы думаете, люди сказали «спасибо»?.. Как бы не так — они отвергали программу и умирали. Пришлось заботящимся о своих «батарейках» машинам добавить в новую версию Матрицы все, чего так не хватало человеческому сознанию. Но мир, постоянно находящийся на грани войны, тоже не приглянулся привередливым людям.

Наконец Архитектор нашел золотую середину, воплотившуюся в третью и окончательную версию Матрицы. Ее создание оказалось возможным благодаря специальной программе, анализировавшей человеческую логику. Согласно ее выводам, 99,9 процентов людей примут Матрицу, если им «повесить перед носом морковку» — создать видимость существования выбора. А с оставшимся меньшинством поступили жестоко и изящно: им позволили вырваться на свободу, основать свой город и вести борьбу против машин. Чтобы борьба, паче чаяния, не вылилась в нечто действительно угрожающее цивилизации машин, был придуман Избранный — человек, которому якобы предназначено спасти человечество.

На самом же деле, Избранный, несмотря на все свои старания, служил всего лишь живым exe-файлом. Его роль — запуск обновления Матрицы, а заодно уничтожение и последующее возрождение оплота «свободных» людей, которыми тоже манипулирует искусственный интеллект.

DVD-издание Матрицы

В конце 2004 года в свет вышло специальное издание кинотрилогии на десяти DVD-дисках. Здесь можно найти не только три фильма, снабженные комментариями критиков и философов, но и все серии «Аниматрицы», сцены, снятые специально для компьютерной игры Enter the Matrix, а также огромное количество документальных фильмов и разнообразной информации, раскрывающей подробности создания «Матрицы». Единственным недостатком этого сборника можно назвать отсутствие вырезанных сцен, которые наверняка заинтересовали бы многочисленных поклонников фильмов.

Изнанка нереальности

Матрица несколько сложнее, чем это представляется даже тем, кто осведомлен о ее истинной сущности. Столь сложная система, существующая уже не один десяток лет, не могла не накопить великое количество багов и «крысиных нор».

Первый игровой блин вышел комом. К сожалению, и остальные оказались немногим лучше.

Как мы помним, машины боялись вируса, которым стал Агент Смит — не из-за его власти над Матрицей как таковой, а из-за того, что тот мог перекинуться и на их мир. Это, а также появление программы-ребенка Сати, позволяет сделать вывод, что и мир машин, которого мы в фильмах так и не увидели, во многом схож с самой Матрицей и, соответственно, построен по образу и подобию реального человеческого общества.

Очевидно, не всем программам уютно жилось в строго подчиненном законам логики мире машин. Иным, как родителям «бесполезной» Сати, пришлось бежать оттуда, чтобы спасти свои жизни — или, как в данном случае, жизнь своего чада. Естественно, легальные пути для беглецов закрыты, и им приходится пользоваться отнорком, созданным напоминающей обычного бомжа программой по имени Проводник.

Где-то между двумя виртуальными вселенными существует станция метро Mobil Avenue, и на проходящих через нее поездах можно перемещаться не по городу, а из мира машин в Матрицу. Правда, таможня в лице Проводника — единственного, кто в этой карманной вселенной обладает неограниченной властью, — мало кому «дает добро». И это далеко не единственное место в Матрице, которое недоступно любому из подключенных к ней людей.

Всю Матрицу опутывает сеть таинственных белых коридоров, благодаря которым можно попасть в любое место в пределах виртуальной реальности. Вероятно, некогда они служили своего рода строительными лесами, помогавшими при создании огромного цифрового Мега-города, а сейчас превратились в полезный инструмент для тех самых Изгнанников, скрывающихся от правосудия машин. Эти же коридоры служили путем, по которому Избранный должен был добраться до Архитектора и Источника — своего рода сердца Матрицы — и запустить обновление системы.

Сильные мира того

Повитуха, нянька и гробовщик в одном механическом лице.

К моменту начала действия кинотрилогии братьев Вачовски машины обновляли последнюю версию Матрицы пять раз. За это время она стала домом для многих программ — одни обеспечивали работу виртуальной реальности, другие жили в ней практически наравне с людьми. Да, программы стали настоящими личностями, но в то же время они остались частью Матрицы, плотью от плоти этого несуществующего мира.

Агенты. Программы, призванные хранить покой и стабильность Матрицы. Выглядят как молодые «белые» мужчины без особых примет, стиль одежды деловой, эмоций почти не проявляют, носят самые прозаичные фамилии. Борются с людьми, совершающими пиратские подключения к Матрице, и программами-изгнанниками, а также следят за всеми, кто потенциально может отвергнуть систему. Агенты плевать хотели на все законы физики, невероятно сильны, и даже будучи убитыми (что случается нечасто), могут спокойно перенестись в тело любого обывателя.

Смит. Прежде типичный представитель Агентов, после «смерти» от руки Нео не захотел вернуться к Источнику и стал Изгнанником, причем самым могущественным из них. Он превращал людей, подключенных к Матрице, и многие ее программы в свои точные копии, постепенно становясь единоличным повелителем (и обитателем) этого мира. Именно опасность, которую представлял Смит для мира машин, заставила механических хозяев Земли пойти на мирное соглашение с Повстанцами. 

Обниматься со Стражами не рекомендуется.

Оракул. Та самая программа, которая помогла Архитектору лучше понять суть человеческого разума и создать нынешнюю версию Матрицы. Предстает перед героями в виде добродушной старой афроамериканки, любящей детей и сладости. Обожает запутывать людей двусмысленными пророчествами, однако все они — результат сложнейших расчетов, и далеко не каждое воплощается в жизнь. Оракул, в отличие от Агентов, старается нарушить сложившийся баланс сил, помогая Повстанцам навсегда изменить миропорядок, чтобы люди и машины, наконец, смогли жить в мире.

Сераф. Ныне эта программа с внешностью невысокого стройного азиата — страж и защитник Оракула. Один из наиболее могущественных Изгнанников, по своим способностям превосходящий даже Агентов. Очевидно, Сераф — реликт того самого идеального мира, которым была самая первая версия Матрицы, защитник и хранитель людей. Таким он остается и поныне, защищая слабых и помогая борцам за свободу.

Меровингин и Персефона. Очень старые и хитрые программы, хозяева подпольного мира Изгнанников. Что является источником их могущества, до конца не ясно, но им служат выходцы из предыдущих версий Матрицы — могущественные вампиры, призраки, оборотни и Проводник; им принадлежат мрачный клуб Ад и красивый средневековый замок, где не действуют обычные для Матрицы законы. По словам Персефоны, когда они первый раз оказались в Матрице, у них была цель. Сейчас же, похоже, они питаются эмоциями людей и стремятся урвать как можно больше власти просто от скуки.

Город-герой

Кажется, нас слишком затянул виртуальный мир, пора бы уже вернутся в реальность. Она не так уж сильно изменилась с тех пор, как машины окончательно разрушили человеческую цивилизацию. Небо все так же окутано непроницаемыми темными тучами, а большая часть поверхности планеты покрыта руинами, в которые война превратила все столицы мира.

Неужели Matrix Online — единственное будущее великолепного мира?

Единственный оплот человечества, город Зион, сокрыт под толщами земной коры. Для поддержания своей жизни люди используют тепло ядра планеты и геотермальную энергию. Перманентная угроза вторжения машин наложила свой отпечаток на всю жизнь обитателей города, хотя многие из них имеют к войне весьма опосредованное отношение. Даже Доки, верхний уровень города, предназначенный для кораблей, по совместительству представляет собой первую и наиболее мощную линию обороны Зиона. Местный вариант боевых роботов APU в мирное время используется для выполнения разнообразных тяжелых работ. Население Зиона неоднородно: в нем живут как те, кто появился на свет естественным путем, так и люди, освобожденные от гнета машин. По словам Морфеуса, в основном стараются спасать детей, так как они легче воспринимают правду и проще адаптируются к новой реальности.

С внешним миром Зион связан лишь многочисленными туннелями, оставшимися от канализаций древних городов. Впрочем, из обитателей последнего города людей немногие решаются покидать это сравнительно безопасное убежище. Эти единицы вступают в экипажи кораблей, бороздящих просторы подземных туннелей, и становятся борцами за свободу человечества: их главная задача — находить людей, которые способны отвергнуть Матрицу, и предлагать им освобождение.

Экипаж любого корабля состоит как минимум из капитана, хотя бы одного (чаще нескольких) бойцов из числа бывших рабов Матрицы и оператора, который контролирует погружение своих товарищей в виртуальный мир, а также управляет самим кораблем.

Разумеется, машины постоянно охотятся за кораблями людей, а те защищены достаточно слабо. По сути, все вооружение корабля ограничивается малоэффективными против большинства машин автоматическими турелями и ЭМИ, отключающими всю технику в пределах действия установки, но в том числе и системы корабля, так что применять ее можно только в самых критических ситуациях.

А что же дальше?

Как известно, концовка трилогии «Матрица» оставила вопросов не меньше, чем дала ответов. Да и Пифия своими словами о возможности новой встречи с Нео вольно или невольно подготовила почву для спекуляций о возможных продолжениях. И действительно, развитие истории последовало, но лишь в достаточно спорном формате онлайновой ролевой игры Matrix Online, где игроки могли принять сторону Зиона, машин или Меровингина.

Игра не снискала особенной популярности, но там произошло несколько важных событий, развивающих историю Матрицы. Основной сыр-бор разгорелся из-за поисков программного кода Нео, затем масла в огонь подлило появление странных Агентов с красными глазами, безжалостно истреблявших всех конкурентов в борьбе за виртуальные останки Избранного. Параллельно произошло небольшое восстание Изгнанников против власти Меровингина, но последний успешно расправился с бунтовщиками.

Морфеус вспомнил о своем террористическом прошлом и взялся за старое, надеясь заставить машины вернуть тело Нео. В итоге, как в старые добрые времена, на него началась настоящая охота. На этот раз бывшему капитану «Навуходоносора» не удалось выйти сухим из воды, он пал от руки таинственного Убийцы, созданного, предположительно, чтобы разрушить Матрицу. Остановить эту новую напасть стало главной задачей игроков.

Из других известных по кинотрилогии героев в Matrix Online засветились капитан Ниобе и Кид, ставший командиром корабля «Надежда Нео», но в целом, чем дальше, тем сильнее события игры отходят от того, что мы видели в фильмах.

Власть машин

Бегунов повстанцы научились перепрограммировать и использовать для собственных нужд.

Земля принадлежит машинам, хотя главным их оплотом, как и прежде, остается древний 01. За долгие века город превратился в неприступную цитадель, к которой не рискуют приблизиться даже самые лихие капитаны Зиона. Как у машин обстоит с властью, до конца не ясно, но, судя по всему, они не сторонники либеральных и демократических идей. По крайней мере, Бог из машины, с которым Нео «вел переговоры» незадолго до своего последнего поединка со Смитом, явно мог единолично говорить от лица всего своего искусственного народа. Хотя можно предположить, что у машин существует нечто вроде единого разума, управляющего всеми «жителями» 01.

Главная боевая единица машин, наводящая страх на всех свободных людей, — Стражи, внешне похожие на летающих металлических осьминогов. Именно они патрулируют, по всей видимости, большую часть поверхности планеты и все подземные туннели и становятся главным источником опасности для кораблей Зиона. Во время штурма этого единственного оплота свободного человечества Стражи стали главной ударной силой машин. Поодиночке они сравнительно неопасны, но даже небольшая группа способна разодрать в клочки корабль людей, не говоря уж о беззащитном человеке. Очевидно, Стражи обладают некоторым интеллектом, позволяющим им искать и уничтожать Повстанцев, но в то же время они постоянно контролируются миром машин. По одной из версий, именно благодаря этому Нео, связанный с Источником, смог остановить преследующих героев Стражей.

Помимо них, мы видели Бегунов, названных так потому, что, в отличие от Стражей, они перемещаются на своих двоих. Это роботы-разведчики, умеющие менять свою форму и приспособленные для ближнего боя. Из «мирных» машин известны лишь те, что следят за сохранностью людей, подключенных к Матрице, да еще огромные буровые установки. Но и они были в свое время использованы в разрушительных целях, дабы добраться до Зиона и в очередной раз разрушить город людей.

* * *

Как известно, благодаря героическому самопожертвованию Избранного, на этот раз история пошла не по заготовленному заранее машинами сценарию: им пришлось заключить с жителями Зиона непрочное перемирие и освободить всех людей, способных отринуть оковы Матрицы.

К сожалению, создав без преувеличения одну из наиболее неординарных и прославленных фантастических вселенных современности, братья Вачовски не слишком хорошо смогли развить успех: компьютерные игры оказались неудачны, а другой побочной продукции фактически и не выходило. Тем не менее «Матрица», соединившая в себе стиль и драйв, красивую картинку и философию, мифологические мотивы и самые современные идеи, заслуживает множества лестных слов в свой адрес и по праву считается одним из самых успешных киберпанковских проектов последних десятилетий.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Vensante
№ 1
26.07.2008, 14:51
Но идеи-то разные! У Вачовски матрица призвана помогать поддерживать "нормальную" жизнедеятельность человека. Видимо, человек-овощ, видящий разве что свои сны, производит во много раз меньше энергии, чем человек, виртуально ведущий "нормальный" образ жизни. А у Лукьяненко глубина - искуственно созданный человеком виртуальный мир для удовлетворения некоторых потребностей людей, которые они не могут осуществить в реале. Причем в основном потребности социальные, в общении и признании и так далее. Там они могли почувствовать себя, например, не прыщавым школьником, а байкером на крутом харлее, могли ходить по дорогим ресторанам с различной кухней и так далее и тому подобное. Глубина давала людям свободу, а матрица - рабство. Или наоборот...

Последний раз редактировалось Vensante; 26.07.2008 в 14:56. Причина: недописалось (
pankor
№ 2
18.09.2008, 12:07
Вот уж засада какая. Людям дали то к чему они всю жизнь стремятся - валяться себе тихонько и наслаждаться жизнью, но нет! Им этого показалось недостаточно так как без пробдем жить скучнее. вступили все в ряда китайской пионерской организации и вызвали себе Нео, что б еще более все усугубить...
Рецензия, по-моему мнению, осветила все моменты. Неровности шероховатости, но не уменьшив достоинств данного интеллектуального пробукта братьев Вачовски. Отлично!
Iron Man
№ 3
03.01.2009, 14:22
Идея матрицы была интересна, но не удивительна в свое время:) видимо слишком проеден интернетом наш мозг))
Tulshe
№ 4
11.08.2013, 23:46
\"герои кинотрилогии за его пределы не выбирались.\"
Во втором фильме Нео оказывается в замке посреди гор (вроде в Швейцфрии). Мировингин и его подручные уходят через белый коридор, а вот Нео приходится \"пешком\" лететь через полмира до города. Так что кроме основного города есть много чего еще в мире Матрицы.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться