Google+
Мир Алексея Пехова: Хроники Сиалы Нанороботы Метательные машины НА ЗЛОБУ ДНЯ. ЧЁРТОВА ДЮЖИНА СТРАШИЛОК
Версия для печатиФантасты: Современники. Фантастика в лицах: Василий Головачёв, Алексан...
Кратко о статье: Пятеро ведущих отечественных фантастов примерили одежды своих персонажей и рассказали нашему журналу об итогах прошлого года и планах на будущее.

Фантастика в лицах

Ведущие фантасты России примеряют роли собственных героев

В прошлом номере «Мир фантастики» подводил итоги ушедшего года. В позапрошлом — озвучивал ожидания на год наступивший. Но ведь не только мнением нашей редакции жива фантастика. Поэтому в марте мы решили спросить о результатах прошлого и планах на будущее у самих писателей — тех, от кого напрямую зависит, что мы с вами станем читать и обсуждать. А чтобы сделать эти мини-интервью еще более интересными и фантастическими, писатели поучаствовали в специальной фотосессии для нашего журнала, выбрав каждый для себя костюмы героев собственных книг.

Так на свет появилась эта необычная для рубрики «Современники» статья. Состав ее героев определялся довольно долго: кто-то стесняется показаться широкой публике, кто-то живет слишком далеко от Москвы, чтобы позволить себе поездку в фотостудию... В итоге компания подобралась довольно пестрая: каждый писатель — сложившийся профессионал, каждый — яркая, не похожая на остальных личность. Но одно, пожалуй, объединяет всю пятерку: так или иначе, наши сегодняшние гости смотрят в будущее, пытаются заглянуть в завтрашний день. Одни видят там космическую империю, другие — вольницу анархического капитализма, третьи — истощенную, перенаселенную планету. Каждый из этих авторов по-своему популярен, новых книг каждого из них с нетерпением ожидают читатели. Чем попотчуют их фантасты? Об этом вы тоже узнаете из нашей статьи.

Итак, встречайте на следующих страницах: Василий Головачев в облике мудрого отшельника, денди викторианской эпохи Александр Громов, Вадим Панов, затесавшийся в банду Красных Шапок, горнолыжник Олег Дивов и албанский бандит Кирилл Бенедиктов. Все они расскажут вам о том, как сложился их творческий 2006 год и чего они ждут от 2007 года. А мы, со своей стороны, надеемся, что пусть и недолгое, но пребывание в роли собственных персонажей поможет фантастам более полно и достоверно воссоздать образы своих героев на страницах романов и повестей.

Василий Головачев

Василий Головачев начал писать фантастику еще в шестидесятых годах прошлого столетия и останавливаться не собирается. Сегодня он внесен в российскую Книгу рекордов Гиннесса как самый плодовитый отечественный автор фантастики (более 40 десятков книг общим тиражом свыше 20 млн экземпляров), именем Головачева названа звезда, а полученные мэтром премии невозможно пересчитать по пальцам рук, ног, а также прочих конечностей, щупалец и псевдоподий. Кроме того, с недавних времен писатель выступает как продюсер экранизации самого популярного своего романа «СМЕРШ-2». Творческий метод Василия Васильевича можно назвать «литературным комиксом»: наряду с головокружительными приключениями своих супергероев автор потчует читателя заковыристыми научно-техническими терминами. Выбранный мэтром образ умудренного временем наставника или же глубоко законспирированного злодея часто встречаемся в его творчестве.

Составлять планы работы на следующий год творческому человеку — все равно что жить по гороскопам. Надеешься на благополучное развитие событий, а получаешь удар в спину или копье в бок. Или того хуже — жена уйдет к другому, у кого планы лучше. Тем не менее я, конечно же, пытаюсь проанализировать, что удастся сделать, а что — и пытаться не стоит. В сфере своего увлечения — литература — это все! (ну, или почти все) — я, пожалуй, добьюсь поставленных целей. А они таковы.

1. Дописать роман «Метаморф» (двадцать четвертый век, космос, контакты с неизвестной силой) и проконтролировать художника, чтобы нарисовал классную обложку. Такие художники есть, к примеру, Владимир Бондарь, так что это не безнадежное дело.

2. Собрать материал и сверстать сюжет нового романа «Беспощадный-2».

3. Попытаться написать его к концу года, да еще так, чтобы читатель ждал выхода романа еще с лета.

4. Написать фантастический рассказ, тема которого кажется мне значимой.

Теперь то, что связано с кинопроектом. Поскольку ваш покорный слуга неожиданно стал продюсером, то очень хочется в новом 2007 году закончить работу над фильмом «СМЕРШ XXI» по моему роману «СМЕРШ-2», съемки которого начнутся в феврале. В первую очередь, это работа над вариантом сценария, который и ляжет в основу фильма.

Во-первых, проект все-таки движется и скоро начнет реализовываться. Во-вторых, собрана классная команда для его реализации. Профессионалы. Энтузиасты. Любители фантастики и хорошего кино. Надеюсь, что одиннадцатый вариант сценария, над которым я работал, станет окончательным.

К планам года относится также и поездка на родину, в городок Жуковку, который описан мной во многих романах. Там меня ждут друзья.

Вот, пожалуй, и все. Добрых вам дел! Пусть у вас неизменно в течение года будет хорошее настроение!

Александр Громов

Александра Громова называют самым научным из фантастов современной России, чуть ли не единственным продолжателем традиций «твердой» НФ. В большинстве своих романов он скрупулезно придерживается научной картины мира, дополняя ее только необходимыми для выражения авторского замысла фантастическими допущениями. Неудивительно, что книги Громова раз за разом находят признание у матерых любителей фантастики что только подтверждают многочисленные жанровые премии, полученные писателем. Кроме того, Громов стал в нашей стране одним из первооткрывателей жанра альтернативной географии: именно к нему относится новая книга писателя, «Исландская карта». Если бы на свете не было Америки, а Европа жила без мировых войн и революций, то и сейчас самыми модными у фантастов аксессуарами были тросточка и цилиндр.

Чего хочет фантаст?

До ужаса много.

Придумать мир, придумать героев, задать фабулу, завести пружину интриги, разработать сюжет. Определить тему будущего опуса (что, опять о вечной борьбе Добра со Злом или на сей раз нечто поинтереснее?). И попасть в «десятку», а не в «молоко».

А потом сесть и написать. Да чтобы никто не смел мешать! Писатель, которому мешают работать, бывает социально опасен.

И чтобы вещица получилась хоть чуточку выше обыкновенного проходняка. Ну какой смысл месяц за месяцем гробить здоровье за компьютером, чтобы получить на выходе заурядную продукцию? Мало ее разве?

И чтобы читатель оценил то, что получилось.

И чтобы новые идеи лезли в голову толпами. Стаями. Табунами.

И отдохнуть иногда. Забраться куда-нибудь подальше от цивилизации и недельку-другую пожить простыми желаниями на байдарке, катамаране или просто на своих двоих. Очень способствует.

А потом сесть за компьютер и пахать. Иногда без всякого результата, но чаще все-таки с пользой для дела.

Это и есть жизнь, которая меня устраивает. Завидуйте! Как это «нечему»? Ошибаетесь: я занимаюсь любимым делом, чего и вам желаю. Жизнь кустаря-одиночки (а писатель и есть кустарь-одиночка) замечательна во многих отношениях, но главное тут цепочка: задумал — сделал — предъявил. Все сам. Демиург местного значения.

А еще чего хочется? Изредка — несколько раз в жизни — хочется выскочить из наезженной колеи и сделать то, чего не делал раньше, потому что не умел. В прошлом году мне это удалось. Я говорю о романе «Исландская карта». Каковы бы ни были отзывы о нем, я им в основном доволен. Такое бывает не часто. Тем же, кто полагает, будто мой герой смахивает на Фандорина, я советую читать Акунина внимательнее.

Еще сделал повесть «Прыткая и Потаскун», которую добрые люди фэны сразу обозвали «Прыткой потаскухой». А еще написал сценарий. Теперь надо найти безумного продюсера, который поверит, что фильм может быть фестивальным и кассовым одновременно.

А для отдыха принял участие в хождении за три моря (Эгейское, Мраморное, Черное) на яхте моего друга и коллеги Владимира Васильева. В порту Бодрума чуть не подожгли судно — составленные в кокпите пластмассовые бутыли с водой выступили в роли линз. Сайрес Смит отдыхает.

Ах, да. Бросил курить и сразу помолодел. Чего всем никотиновым наркоманам желаю. Теперь дивлюсь: как я мог вдыхать эту тухлую дрянь?

Вот и весь год. Ничего особенного. Бывали годы и получше. Да и можно ли было ожидать чудес от года Собаки? Не покусала — ну и ладно.

Зато 2007-й — год Свиньи — мой год. Жду от него многого. Прежде всего я намерен дописать продолжение «Исландской карты» — «Русский аркан». Каково будет русским в Японии эпохи Мэйдзи? Что ждет цесаревича? Как проявит себя граф Лопухин? Подождите еще немного — все будет. Кроме сериала. После «Русского аркана» я закрываю этот проект. Сериалов в нашей фантастике и без того переизбыток, незачем плодить еще и еще.

О других проектах, ждущих своей очереди, распространяться пока неуместно. Стараюсь действовать по принципу: сначала прыгай, а потом уже бормочи «гоп». Скажу лишь, что кое-что задумано (как же без этого?), а кое-что уже начато.

Хорошей фантастики всем нам — и пишущим, и читающим!

Вадим Панов

Вадим Панов самый «московский» фантаст из всех наших сегодняшних гостей, да и, пожалуй, в современной фантастике вообще. За десяток томов перевалил дебютный сериал писателя «Тайный Город», главное действие которого происходит в скрытой от обывательского взгляда магической Москве. Фантаст остается верен своей главной теме и в романах о будущем цикле «Анклавы», события которого разворачиваются опять же на площадях и проспектах российской столицы. Точнее говоря, бывшей столицы, ведь, если верить прогнозу Панова, через сто-двести лет Москва станет независимым Анклавом. Ну а для нашей фотосессии писатель решил примерить костюм Красных Шапок известных балагуров и буянов Тайного Города.

Скажу откровенно: в творческом плане 2006 оказался для меня очень и очень интересным. Можно даже сказать — экспериментальным, но ведь новое, еще не распробованное, всегда завораживает, увлекает. К тому же эксперимент — это всегда вызов, прекрасная возможность посмотреть, чего ты действительно стоишь, и упустить такой шанс я не мог.

Начало положил пришедшийся на февраль выход сборника «Таганский перекресток», открывшего новый цикл La Mystique de Moscou, он же и задал мотив всему 2006 году. Вошедшие в сборник произведения написаны в разные годы, но все они выдержаны в жанре современного мистического рассказа, классические «истории о непознанном» на новый лад. Я уверен, что огромные современные города, колоссальные мегаполисы, не могут не накладывать уникальный отпечаток на картину необъяснимого, которую наши предки разглядывали, еще пребывая в пещерах. Мистические явления не исчезают, но и не пребывают в застывшем виде, они меняют формы, приобретают новые черты. О некоторых из таких случаях я рассказал в «Таганском перекрестке», и мне очень приятно, что читатели приняли сборник более чем благосклонно.

Следующая книга получилась не менее сложной, не менее экспериментальной и, как оказалось, не менее интересной. Причем интересной не только для читателей, но и для меня самого. Речь идет о «Поводырях на распутье», втором романе «Анклавов». В свое время, еще только собирая материал для этого цикла, я поставил перед собой задачу описать непростой и неоднородный мир. Мне было бы неинтересно рассказывать о высокотехнологичном сетевом обществе, в котором правят бал мегакорпорации и искусственный разум. Полагаю, без этого наше будущее не обойдется, но замыкаться только на этих аспектах не следует. Общество прошлого, общество сегодняшнее и общество завтрашнего дня — это в первую очередь люди. Их мысли, поступки, замыслы, их характеры и желания, их мечты и их традиции. Каждый из нас несет печать прошлого, каждый воспитан в рамках какой-либо культуры, и мне любопытно, как эта печать будет влиять на людей следующего поколения. Меня интересует мир будущего. Не какая-то его часть, а вся картина. Именно поэтому, несмотря на то, что «Поводыри на распутье» являются прямым продолжением «Московского клуба», я считаю роман экспериментальным: он развивает историю, но дает совершенно новый взгляд на события, на мир.

Третья вышедшая в 2006 году книга стала для меня событием не менее значимым, чем две предыдущие. Я не скрываю, что очень люблю мир Тайного Города, а потому очередная история из его летописи для меня всегда праздник.

Вспоминая 2006 год, я не могу не отметить и еще несколько отличных книг, которые я прочел с большим интересом. Порадовали Олди, впрочем, не радовать этот дуэт просто не умеет. После замечательного по всем статьям «Тирмена», написанного в соавторстве с Андреем Валентиновым, они издали книгу в новом для себя жанре космооперы — «Ойкумена», работа получилась захватывающей и интересной. Уверен, читатели, и я в том числе, с нетерпением ждут продолжения истории. Прекрасный роман «Автоматная баллада» написал Андрей Уланов. Честно говоря, я не ожидал, что в забытом, казалось бы, навсегда жанре ядерного апокалипсиса можно создать столь хорошую книгу.

Одним словом, как мне кажется, 2006 год удался, и, я уверен, в 2007 году хороших книг будет еще больше.

Олег Дивов

Если в нашей фантастике и есть enfant terrible, то это наверняка Олег Дивов автор книг провокационных, жестких и мужских до переплетных корешков. Круг интересов Дивова на удивление широк: это и городская мистика («След зомби»), и космическая фантастика («Лучший экипаж Солнечной»), и «социалка» («У Билли есть хреновина»), и даже историческое славянское фэнтези (недавний «Храбр»). В романах, повестях и рассказах автора вы не найдете «розовых соплей», натянутых хэппи-эндов, приукрашивания реальности и чересчур оптимистичного взгляда на будущее за что одни читатели Дивова безмерно любят, а другие категорически не принимают. Костюм писателя отсылка одновременно к роману «Толкование сновидений» и одному из увлечений фантаста.

Двадцать лет назад двое молодых людей, избитых и полуголодных, сидели у костерка, сложенного из щепок, обрывков бумаги и грязных тряпок. Молодые люди были одеты в застиранную военную форму. Они жгли мусор и курили «бычки», найденные тут же во время уборки территории.

Вдруг раздался звонкий хлопок, какой бывает, если в огонь угодил автоматный патрон. Костерок будто взорвался. Пуля ушла налево, гильза направо, мусор полетел во все стороны. Зеленый «трассер» прошил кусты, а гильза сочно впечаталась в стену казармы.

Молодые люди отреагировали вяло. Молча сгребли тлеющие ошметки обратно в костер и сели докуривать. Казарма тоже игнорировала выстрел, никто даже в окно не посмотрел.

Один из молодых людей бросил свой «бычок» в костер и неожиданно спросил:

— Ты ведь напишешь о нас? Вот обо всем этом?..

И другой ответил:

— Да, конечно.

Кажется, настало время отдать этот долг. Весной 2007 года встречайте «Оружие Возмездия» — очень смешную и очень добрую книгу про армию. Про то, как там служат и какой в этом прок для молодого человека. Про сумасшедшую артиллерийскую «бригаду большой мощности». И про русского солдата, который, собственно, и есть оружие возмездия — рашен, сам себе страшен.

Гарантирую несколько часов здорового смеха. А если потом вдруг станет грустно и вообще как-то не по себе, то это нормально. Это значит, вы осознали, о чем именно в книге речь. Увы, она не только смешная и добрая, но еще и правдивая. В ней нет «армейских баек», это классическая мемуарная проза, и все описанные события имели место в действительности.

Понятия не имею, что буду делать после, ведь это главная книга моей жизни. В ней правда, которую я обязан был донести до читателя, ибо видел такое, что видели единицы — даже из тех, кто служил. И значит, должен был об этом рассказать рано или поздно. Вышло скорее «поздно», но раньше не было возможности публиковать эти тексты. Я не понимал, как их писать, и не знал, где печатать. Все началось два года назад с хулиганского поста в «Живом журнале» — так появилось издевательское название, так был задан необычный стиль книги. И только увидев, что словосочетания «Оружие Возмездия» и «Бригада Большой Мощности» на глазах превращаются в бренды, автор взялся за дело всерьез. Оказывается, я боялся этой книги. Одно дело вести по сюжету выдуманных персонажей, совсем другое — писать о себе. О событиях, которые меняли твои взгляды на жизнь, и тебя самого меняли тоже. И писать так, чтобы правда, сказанная мной, стала для читателя не менее значимой, чем его личный опыт.

Но я, кажется, справился.

На этом фоне «Храбр» — вещь, опубликованная в 2006 году, — уже пройденный этап. Да, она съела год моей жизни, и не впустую. Да, я сделал нечто особенное. Жанр «Храбра» не поддается определению, это точно не роман и вряд ли фантастика, это даже не художественная книга в обычном смысле, а некий спецпроект. Провокация. Попытка обратить внимание русских на то, о чем они забыли, а если совсем честно — о чем их заставили забыть.

Проект «Храбр» состоялся, он успешно работает, будоражит умы, заставляет призадуматься, но мне отчего-то невесело. Я устал быть экспериментатором, взломщиком стереотипов и разрушителем штампов. Десять лет я отдал «русской фантастике», работая наперекор ее главным шаблонам — инфантильному языку и инфантильным сюжетам. Тем временем основной поток фантастических текстов становился все глупее и безответственнее — и сейчас десяток-другой авторов, пытающихся ему противостоять, тонет в этом сером месиве. Надоело. Пора выныривать.

Поэтому — встречайте «Оружие Возмездия».

А там видно будет.

Кирилл Бенедиктов

Романами Кирилла Бенедиктова не заставишь книжную полку, но от этого его творчество не становится хуже. Активно писатель начал публиковаться только в текущем тысячелетии, и уже второй роман автора, «Война за «Асгард», стал событием национального масштаба в фантастике. Нарисовать некомфортную, но достоверную до дрожи картину ближайшего будущего человечества Бенедиктову помогли как высшее образование (он специализировался по новейшей истории Европы), так и несколько лет, проведенных за рубежом. «Путь шута», недавний приквел к «Войне за «Асгард», посвящен загадочной для нас стране Албании, отсюда и выбор писателем костюма для нашей фотосессии.

Говорят, как встретишь Новый год, так его и проведешь. 2006-ой я встречал весело и суматошно — все время мотался из одной компании в другую, нигде подолгу не задерживаясь. Сейчас вижу, что год вышел именно такой — наполненный постоянными разъездами, путешествиями, новыми знакомствами и приятными сюрпризами. Однако есть в этом веселом мельтешении один минус — «в сухой остаток» за 2006 год можно занести 1 (одну) повесть и 1 (один) рассказ. Да и те, положа руку на сердце, были написаны в 2005, а в этом году лишь доведены до ума.

Тем не менее и повесть, и рассказ мне по-своему очень дороги.

«Эль Корасон» задумывался изначально как милая безделушка из жизни утомленных экваториальным солнцем крупных южноамериканских плантаторов. Постепенно текст вырос до семи авторских листов, приобрел отчетливые черты «герметического детектива», к тому же там появился довольно симпатичный, с моей точки зрения, герой — белогвардеец-эмигрант капитан Анненков. Тут надо заметить, что вообще-то я редко испытываю теплые чувства к своим героям, но с капитаном Анненковым вышел особый случай. Иногда мне кажется, что я не столько придумал его, сколько он сам каким-то таинственным образом проник в мое воображение и начал рассказывать свою историю...

Кстати, когда редакция предложила выбрать авторам костюмы своих героев, я без колебаний предложил форму офицера Добровольческой армии. К сожалению, формы найти не удалось, поэтому мне пришлось нарядиться албанским бандитом.

Что касается рассказа «Точка Лагранжа», то он изначально был написан на сетевой конкурс «Рваная грелка», то есть за 48 часов. Позже я немного переделал его, планируя вставить в сборник, где должны были быть представлены вариации на тему миров, придуманных разными авторами, — так, у Олега Дивова, насколько я помню, должен был быть текст из мира «Выбраковки» и т. п. Я решил, что мрачный рассказ о вымирающем человечестве будет органично смотреться в рамках мира «Войны за «Асгард» — в истории этого мира действительно был период, когда смертоносные эпидемии едва не выкосили весь род людской. Вместе с тем «Точка Лагранжа» не сиквел и не приквел, а вполне самостоятельный текст, который можно читать, даже если вы никогда и ничего не слышали о «Войне за «Асгард».

Вот, собственно, и все итоги года. Конечно, многие тексты были начаты и не закончены, многие замыслы остались в набросках, кое-что делалось для смежных с литературой жанров (театр, телевидение...). Но, по большому счету, негусто.

Зато есть множество творческих планов на 2007 год. Например, продолжение альтернативки «Восход шестого солнца», которая медленно и печально, но все же перерастает в глобальный роман об арабской колонизации Латинской Америки.

А вот продолжения «Войны за «Асгард» в ближайшие годы, вероятно, ждать не стоит. Что, впрочем, не исключает появления еще одного романа, рассказывающего об истории «ближайшего будущего», но с точки зрения России.

А вообще: «Кто знает, что ждет нас? Кто знает, что будет?» (как писал в свое время Аполлинер и любили цитировать братья Стругацкие). Поживем — увидим. Но на всякий случай этот Новый год я постараюсь встретить так, чтобы поблизости была компьютерная клавиатура или хотя бы ручка с бумагой — на всякий случай.

Редакция благодарит издательство «Эксмо» за помощь в подготовке материала.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться