Google+
ШОН БИН «ДЮНА» ФРЭНКА ГЕРБЕРТА. ЭКРАНИЗАЦИИ Космическая музыка БЕСТИАРИЙ. МАЛЕНЬКИЕ ЗЕЛЁНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ
Версия для печатиИтоги и ожидания: Итоги 2006
Кратко о статье: Центральный материал каждого февральского выпуска «МФ» — подведение годовых итогов во всех областях фантастики. Несколько десятков номинаций, сотни претендентов, в жюри — вся редакция журнала... Сложно выбрать самых достойных! Но мы не боимся сложностей. Встречайте: лучшие фантастические книги, фильмы и игры ушедшего года, герои, злодеи, события и все самое-самое из мира фантастики!

Кино 2006

Что можно сказать о прошедшем киносезоне? По пятибалльной шкале его можно оценить на 3,5-4 балла. Ультра-зрелищные блокбастеры, чьи совокупные кассовые сборы превышают годовой бюджет Казахстана, на проверку оказались именно ультра-зрелищными блокбастерами — яркими погремушками, которые выходят на экраны каждый год. Гениальных прорывов не случилось вовсе. Отечественная кинофантастика отметилась «первым фильмом года» и, фактически, опять заглохла.

Пышным цветом расцвел жанр юмористической 3D-мультипликации — почему-то преимущественно о зверушках, о братьях наших меньших. Анимации, попадающей под формат чистой фантастики, вышло мало. Жанр боевиков сильно перекосило в «городское фэнтези», призраки диктовали моду в фильмах ужасов, а научная кинофантастика с классическим кинофэнтези сделали нам ручкой и приказали долго жить.

«Ожиданиями 2006 года» по версии нашего журнала были: «Люди Икс: Последняя битва», «Код да Винчи», «Возвращение Супермена», «Дневной дозор» и «Пираты Карибского моря 2: Сундук мертвеца». Давайте проверим, оправдались ли эти прогнозы.

Лучшая экранизация

Претенденты: «Азирис Нуна» (по книге Ю. Буркина и С. Лукьяненко «Сегодня, мама!»); «Бладрейн» (по одноименной игре); «V значит «Вендетта» (по серии комиксов А. Мура); «Возвращение Супермена» (по комикс-вселенной «Супермен»); «Дневной дозор» (по «дозорному» циклу С. Лукьяненко); «Код да Винчи» (по одноименному роману Д. Брауна); «Люди Икс: Последняя битва» (по комикс-вселенной «Люди Икс»); «Парфюмер: История одного убийцы» (по одноименному роману П. Зюскинда); «Пираты Карибского моря 2: Сундук мертвеца» (по мотивам популярных аттракционов компании Walt Disney); «Сайлент Хилл» (по одноименной серии игр)

Парфюмер: История одного убийцы

У всяких злодеев запах есть свой. Как Сигурни Уивер, пахнет Чужой. HAL9000 воняет пластмассой, Джокер — раскрашенной кремом гримасой. Допингом веет Т-800, от рук Палпатина озоном несет; Волан де Морт пахнет Очень Ужасно, с запахом Саурона тоже все ясно; Ктхулху воняет, как старый башмак, лишь Парфюмер не пахнет никак.

Да, не пахнет. Потому что «Парфюмер», как и любая другая идеальная экранизация книги, стоит очень больших денег. А деньги не пахнут. Тыкверу, ранее засветившемуся лишь стильной «гоночной» картиной «Беги, Лола, беги!», удалось прыгнуть выше головы и снять фильм, который действительно пахнет. Перенос сочных метафор Зюскинда на экран был практически невыполнимой задачей, поэтому в конечном счете режиссеру можно простить некоторые отступления от первоисточника.

Экранный Гринуй — не искалеченный урод, а гламурный котенок в самом расцвете сил. Он убивает гораздо меньше людей, чем в книге, однако цель его все та же: с помощью нечеловеческого обоняния и навыков парфюмера этот безжалостный маньяк хочет украсть естественные ароматы у определенных женщин и создать из них абсолютные духи. Духи, которые сделают его самым желанным и обожаемым человеком на свете.

(Рецензия на фильм — в №11 за 2006).

Лучший мультфильм

Претенденты: «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Дом-монстр», «Князь Владимир», «Ледниковый период 2: Глобальное потепление», «Сезон охоты», «Смывайся», «Тачки»

Князь Владимир

Как пришли на Русь в избытке голливудские картинки... Но сказал Владимир — хватит нам на НАТО деньги тратить! Кудри, росчерк русских скул... Я — Red Sun, а не Red Bull!

Впервые за много лет наши аниматоры попытались показать зарубежным коллегам, кто здесь на самом деле гой еси сей. Попытка, как говорят охранники секретных тюрем ЦРУ, не пытка — в итоге мультфильм вышел немного скомканным, но один лишь факт его создания уже очень обнадеживает. Конкурирующий отечественный мультпродукт на схожую тему — «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» — является плодом любви между русским лубком и американским юмором. Ему можно радоваться, над ним можно смеяться, но воспринимать всерьез не стоит.

В «Князе Владимире» показано становление христианства на Руси, причем сделано это не с эпическим размахом, а точечно — через призму человеческих историй. Основных сюжетных линий две: превращение Владимира из языческого бандита в православного князя, создавшего идеологию русского государства, а также борьба языческих жрецов Бояна и Кривжи, в которую оказывается невольно втянут мальчик Алеша.

Главными достоинствами картины можно назвать удачную музыку и шикарную прорисовку задних планов. Здесь, в отличие от всего остального, Голливуду есть чему позавидовать. Графически незатейливые персонажи и слегка ломаный сюжет вряд ли позволят «Князю Владимиру» соревноваться на равных с анимацией студий Pixar или DreamWorks, но в 2006 году он был, несомненно, самым удачным мультфильмом.

(Рецензия на фильм — в №4 за 2006).

Лучший мистический фильм

Претенденты: «Минотавр»; «Омен»; «Призрак Красной реки»; «Проклятие 2»; «Пульс»; «Пункт назначения 3»; «Сайлент Хилл»

Сайлент Хилл

Честно говоря, «Сайлент Хилл» был одним из главных кандидатов на звание лучшей экранизации. Образцовый перенос игрового пространства на экран — настоящий глоток свежего воздуха, луч света в темном царстве какодемона Уве Болла. Но так как в данной номинации у нас победил «Парфюмер», кинохроники города Тихохолмск получают золотую медаль как лучший мистический фильм 2006 года.

Что можно сказать об этой картине? История маленькой девочки, потерявшейся в заброшенном городе, на первый взгляд совершенно заурядна. Однако здесь есть сразу несколько весомых «но...». Во-первых, за фильмом стоит серия ужасных (в хорошем смысле этого слова) видеоигр. Во-вторых, сценарий «многослоен», как сам город, и сильно смахивает на диссертацию по психологии. Последний аргумент можно сформулировать тремя словами: «сумасшедший французский дизайн». Не знаю, проходила ли съемочная группа какое-нибудь медицинское обследование, но этот фильм делали явно больные люди. И это замечательно. Извращенно-уточненная эстетика «Сайлент Хилла» на голову превосходит стиль своих конкурентов, включая даже японо-американское «Проклятие 2» и обновленный «Омен».

(Рецензия на фильм — в №7 за 2006).

Лучший кинокомикс

Претенденты: «V значит «Вендетта»; «Возвращение Супермена»; «Люди Икс: Последняя битва»

Люди Икс: Последняя битва

Согласитесь, с экранизациями комиксов в прошлом году было негусто. Все кандидаты относятся к одной и той же весовой категории многомиллионных блокбастеров, поэтому выбрать среди них явного лидера было сложно. «В» — это Вачовски с их фетишизмом и буйнопомешанной философией. Супермен, который стал одним из самых дорогих фильмов в истории (заявленный бюджет — 270 миллионов долларов, реальный — около 205), зрелищный, но слегка скучный. Мы решили согласиться с мнением зрителей, проголосовавших деньгами за финал «Людей Икс». Мировые сборы этой картины превышают кассу «Супермена» почти в два раза и приближаются к полумиллиарду долларов.

Добро вновь победило зло. Но какой ценой? Фармацевтическая компания Worthington Labs изобрела специальный укольчик, от которого мутанты теряют все свои способности. Из озера Алкали вдруг вынырнула Джин Грей — живая, невредимая, всемогущая и злая. Магнето не любит уколы, но обожает убивать людей. Очень удачное совпадение, учитывая обстоятельства. Он переманивает Грей (Феникс) на свою сторону и начинает крестовый поход против человечества. Люди Икс почти разгромлены, однако у них есть еще силы, чтобы выйти на последнюю битву со злыми мутантами.

(Рецензия на фильм — в №9 за 2006).

Лучшее городское фэнтези

Претенденты: «Бладрейн»; «Девушка из воды»; «Дневной дозор»; «Другой мир 2: Эволюция»; «Лабиринт Фавна»; «Меченосец»; «Сделка с дьяволом»; «Ультрафиолет»; «}{отт@бь)ч»

Другой мир 2: Эволюция

В наших «киноитогах» зародилась хорошая традиция — каждый год мы вводим специальную номинацию, объединяющую те фильмы, которые сложно отнести к обычным наградным категориям. В прошлом году это было «Лучшее необычное кино». В 2006 такого изобилия самобытных фильмов не было, зато созрел хороший урожай «современной мистики», которую мы собрали под эгидой новой номинации «городское фэнтези».

Этот фильм можно было бы назвать «семейным» — в том смысле, что он наиболее интересен отцам семейств. Затянутая в кожу Селина Кайл выглядит как героиня немецких фильмов, где основные диалоги состоят из «йа, йа, цурюк!», — однако внешность обманчива. Актриса Кейт Бекинсейл отлично умеет выживать в реальной жизни (к началу съемок первой части фильма она была жената на актере, сыгравшем главаря оборотней Люциана, однако уже через несколько месяцев выскочила замуж за режиссера), а уж ее экранная героиня — и вовсе зверь с немытыми волосами и голубыми контактными линзами.

На этот раз вместо интригана Виктора ей и ее гибридному другу Майклу противостоит древнейший вампир Маркус — уродливый нетопырь, предпочитающий собирать нужную ему информацию не из книг или газет, а из крови своих жертв, содержащей все их воспоминания. Маркус хочет найти свою семью: брата Вильяма, первого оборотня на Земле, и Александра Корвинуса — их отца, исчезнувшего сотни лет назад. Первого нужно освободить из темницы, куда он был заточен за свои бесчинства, а второго — убить. Вот такое у нас вышло фэнтези — дикое, но симпатичное.

За верность стилю первой части, превосходную боевую хореографию и добротные спецэффекты «Другой мир 2» получает звание «лучшего городского фэнтези» 2006 года.

(Рецензия на фильм — в №4 за 2006).

К сожалению, кандидатов на звание «лучшего фэнтези-фильма» в 2006 году нет. Единственная достойная картина — «Эрагон» — вышла за две недели до Нового года, то есть уже после сдачи этого номера в печать. Она будет отрецензирована в следующем выпуске «Мира фантастике» и станет участвовать в рейтинге лучших фэнтези-фильмов за 2007 год.

Лучший фантастический фильм

Претенденты: «Азирис Нуна»; «Гадкие лебеди»; «Дитя человеческое»

Дитя человеческое

С научной кинофантастикой в 2006 году тоже все не слава богу. По сравнению с прошлым сезоном (лучший НФ-фильм 2005 — «Миссия «Серенити») этот жанр практически умер, однако, к счастью, при последней раздаче нам выпал долгожданный туз козырной масти — высокоморальная антиутопия, снятая Альфонсо Куароном («Гарри Поттер и узник Азкабана») в лучших традициях классической научной фантастики.

Сюжет фильма эксплуатирует известную анекдотическую ситуацию «Тушите свет, они на свет лезут!» с точностью до наоборот. К 2027 году наша планета превратится в очень безрадостное место. Аист, приносящий детей, умрет от птичьего гриппа, капусту из бочки съедят китайцы, а, сколько фонариком в женщину не свети, декретного отпуска все равно не увидишь.

Главный герой картины — Тео Фарон (Клайв Оуэн), алкоголик и бюрократ, сопровождает темнокожую девушку по имени Ки в безопасное место. Все бы ничего, только Ки слегка беременна, а этого не случалось на Земле уже несколько десятилетий.

Этот фильм похож на человека по Льву Толстому. В нем все прекрасно: работа с камерой, сюжет, игра актеров, детализированный мир будущего. Если бы не он, то кинофантастика 2006 года оказалась бы столь же невзрачной, как и кинофэнтези. Однако слухи о смерти НФ сильно преувеличены. Браво, мистер Куарон!

(Рецензия на фильм — в №1 за 2007).

Лучшее продолжение

Претенденты: «Возвращение Супермена»; «Дневной дозор»; «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»; «Другой мир 2: Эволюция»; «Люди Икс: Последняя битва»; «Омен»; «Очень страшное кино 4»; «Пираты Карибского моря 2: Сундук мертвеца»; «Пункт назначения 3»

Пираты Карибского моря 2: Сундук мертвеца

Как и прошлый, нынешний год оказался богатым на то, что мы, позволяя себе временно забыть о русском языке, называем сиквелы (продолжения), приквелы (предыстории) и римейки (переделки старых картин с той или иной степенью верности оригиналу). Данная номинация посвящена именно им. Здесь есть из чего выбирать: масштабный «Супермен», сверхпопулярный «Дневной дозор», стильный «Другой мир», эффектные «Люди Икс», жизнеутверждающее «Очень страшное кино» и эксцентричные «Пираты».

Последние — абсолютный лидер онлайн-голосования на нашем сайте. В мировом прокате фильм собрал свыше миллиарда долларов (что удавалось сделать только «Титанику» и последней части трилогии «Властелин Колец»), а его спецэффекты оказались настолько совершенными, что многие зрители до сих пор считают, будто внешность Дэйви Джонса — мастерски наложенный грим (на самом деле облик морского дьявола целиком нарисован на компьютере).

Вряд ли кто-то из наших читателей будет спорить, что вторые «Пираты» — самое ожидаемое и наиболее успешное кинопродолжение 2006 года. Приключения на острове каннибалов, встреча Уилла Тернера со своим отцом на борту «Летучего Голландца», поиски сердца Дэйви Джонса, битва с Кракеном — все это настолько ярко, зрелищно и смешно, что других альтернатив в данной номинации просто нет.

(Рецензия на фильм — в №9 за 2006).

ФИЛЬМ ГОДА

Претенденты: «Возвращение Супермена»; «Дневной дозор»; «Другой мир 2: Эволюция»; «Код да Винчи»; «Люди Икс: Последняя битва»; «Парфюмер: История одного убийцы»; «Пираты Карибского моря 2: Сундук мертвеца»; «Сайлент Хилл»

Сайлент Хилл

Сегодня мы взяли на себя смелость назвать «Сайлент Хилл» лучшим фильмом 2006 года, предпочтя его более известным, дорогим и успешным блокбастерам. Это был трудный, но вполне объяснимый выбор.

Взгляните на других, казалось бы, беспроигрышных кандидатов. От денежно-спецэффектного «Супермена» ждали так много, что в итоге он слегка разочаровал. «Код да Винчи» — банальная раздутая сенсация. «Пираты 2» — грандиозный аттракцион (а что еще ждать от картины, сделанной по мотивам диснеевского парка развлечений?), причем неповторимый юмор первой части был принесен в ущерб драматической линии. Остальные сестры получили по серьгам в других номинациях, и этого с них вполне достаточно.

Остается только «Сайлент Хилл» — самый оригинальный и стильный кинопроект года, ставший, помимо всего прочего, наглядным примером глобализации (экранизация японских компьютерных игр, сделанная французами за американские деньги). Все французы — мрачные извращенцы, умеющие снимать только глупые комедии и безумные галлюцинации. Впрочем, получается это у них одинаково хорошо, да еще и с долей романтизма.

Помимо тех достоинств «Сайлент Хилла», о которых мы уже говорили, фильм отличается некоторыми скрытыми «сюрпризами» (к примеру, цвет одежды главной героини постепенно меняется от пепельно-серого до красного). Его сюжет — радость для феминисток, ведь основные действующие лица этой истории — женщины.

«Мир фантастики» считает, что фильмы должны четко соответствовать тому, что написано на их рекламных плакатах. Если это ужасы, то они должны действительно пугать. Если это мистика, то ночью вы должны просыпаться в холодном поту и звать маму. Кровь должна быть кровью, а не кетчупом, налитым главному герою в сапоги. «Сайлент Хилл» — именно такой случай. Мы получили именно то, что нужно: шикарную экранизацию одного из лучших представителей игрового жанра survival horror. Такие картины просто не могут не быть лучшими.

Итоги 2003 года:

Фильм года: «властелин колец: возвращение короля»

Итоги 2004 года:

Лучшая экранизация: «Ночной дозор»

Лучший мультфильм: «Шрек 2»

Лучший мистический фильм: «Таинственный лес»

Лучший фантастический фильм: «Небесный Капитан и Мир Будущего»

Лучший фэнтези-фильм: «Гарри Поттер и узник Азкабана»

Лучший кинокомикс: «Человек-паук 2»

Лучшее продолжение: «Шрек 2»

Фильм года: «Ночной Дозор»

Итоги 2005 года:

Лучшая экранизация: «Город грехов»

Лучший мультфильм: «Роботы»

Лучший мистический фильм: «Земля мертвых»

Лучший фантастический фильм: «Миссия «Серенити»

Лучший фэнтези-фильм: «Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный шкаф»

Лучший кинокомикс: «Бэтмен: Начало»

Лучшее продолжение: «Кинг Конг»

Лучший необычный фильм: «Разборки в стиле кунг-фу»

Фильм года: «ЗВЕЗДНЫЕ войны: эпизод 3 — Месть ситхов»

1 | 3
1 2 3 4
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться