Кратко о статье: Об этом фильме много говорили. Много писали. За его создание брались разные кинематографические студии, а сценарий переписывался десяток раз. И вот, наконец, команда “Первого канала” довела проект до конца. Что получилось в итоге? Удалось ли нашим снять фантастический фильм на достойном уровне? Удалось ли конвертировать сотни страниц замечательного романа Сергея Лукьяненко в километры кинопленки? По мнению коллектива “Мира фантастики” — удалось. “Ночной дозор” в сумраке кинозала Кино, которое все ждут Светлому — светлое, темному — темное. С. Лукьяненко, В. Васильев, “Дневной дозор” — Кому из вас принадлежит эта фраза, и какое отношение она имеет к пиву? Вопрос, заданный писателям Об этом фильме много говорили. Много писали. За его создание брались разные кинематографические студии, а сценарий переписывался десяток раз. И вот, наконец, команда “Первого канала” довела проект до конца.
Что получилось в итоге? Удалось ли нашим снять фантастический фильм на достойном уровне? Удалось ли конвертировать сотни страниц замечательного романа Сергея Лукьяненко в километры кинопленки? По мнению коллектива “Мира фантастики” — удалось. На экране — чудо Роскон-2004. Вечер. За окнами московского санатория “Березки” ползут сумерки, а в холле не протолкнуться. Да и стоит толкаться? Ненароком заденешь если не звезду современной фантастики, то мило улыбающегося издателя. Все триста с лишним человек чего-то ждут. Вроде до ужина далековато, хотя под ложечкой порядком посасывает. Появляются организаторы конвента и сообщают: “Пленка с фильмом задерживается. Позвонили с “Первого канала”, велели не беспокоиться”. Ага, фильм ждем. Какой? “Властелин колец” последний видели. Пиратки с “Часом расплаты” — тоже... Что-нибудь отечественное? Хм... Ладно. Хватит темнить. Мы ждем первый в новом тысячелетии российский фантастический фильм: экранизацию “Ночного Дозора” Сергея Лукьяненко. Засекреченный донельзя публичный показ первых двух серий. Открываются двери, и публика сочится в зал. Вход только по удостоверениям: дозорные секьюрити неумолимо заворачивают непрошеных гостей. Любопытствующие газетчики изнемогают в вестибюле, сверля взглядами маячащие в проеме красные спинки кресел. Однако нарушить незыблемый Договор никто не решается. Все понимают — посторонних Сумрак не любит. Но мы — не посторонние. И вместе со звездами фантастики и мило улыбающимися издателями растекаемся по залу, опускаемся в кресла, замираем в предвкушении. На сцене появляется очень “киношного” вида человек. Он волнуется. Предупреждает: фильм еще не смонтирован до конца; местами пропадает звук, местами за героев говорит режиссер, а музыка на 70% взята из других кинофильмов; компьютерная графика не доведена до совершенства; только ради нас команда “Ночного дозора” решается на столь опасный опыт. Что ж... Мы, Иные, особенно Светлые, народ снисходительный, потому готовы не замечать технических недоделок. Борхеса читали все, и всем не терпится заглянуть в замочную скважину кинематографической студии, пусть видно будет очень мало, а слышно — только жужжание проектора... Дабы ненароком в ту же скважину не заглянули записывающие устройства — камеры, мобильные телефоны, фотоаппараты — вся техника гаснет в мощной ауре отрицания. И свет — тоже гаснет. По ту сторону экрана | Создатели: Первый Канал, кинокомпания “Базелевс”, Dr.PICTURE Studios, студия Post-Production. Предполагаемая дата выхода: лето 2004 года (киноверсия). Киноверсия: два фильма продолжительностью два часа каждый. Телеверсия: четыре серии продолжительностью чуть меньше часа. Бюджет: около миллиона долларов. Режиссер: Тимур Бекмамбетов (фильмы “Пешаварский вальс”, “Гладиатрикс”, клипы Юлии Чичериной “Ту-лу-ла”, “Дорога”, “Жара”). Сценарист: Сергей Лукьяненко. Композитор: Юрий Потапенко (музыка к играм “Корсары” и “Корсары-2”). Художник-постановщик: Валерий Викторов. Оператор-постановщик: Сергей Трофимов. Художник по костюмам: Варвара Авдюшко. Специальные эффекты: Петр Горшенин (“Трудно быть богом”, “Олигарх”, “Дом дураков”). Продюсер: Константин Эрнст. | Легенда о Человеке-с-Усами Питер Джексон не прошел со скромным видом мимо хранилища штампов и матриц — и показал, как нужно начинать эпический фантастический фильм. Назовем этот метод “Методом двух прологов”. Согласно ему, “Братство кольца” начинается красочным клипом о вручении колец, а продолжается очень **))))*спецэффектной хроникой путешествия ювелирного изделия (почти “Голубой карбункул”). После пяти минут сабвуферного сотрясания воздуха гармонично и привлекательно выглядит идиллическая сцена из жизни хоббитов — и зритель уже на крючке. Девяносто пять процентов зрителей досидят до конца, даже не вставая за добавкой попкорна. Даже если фильм — шедевр мусорной кинематографии. Трэш. Сергей Лукьяненко, автор “Дозоров”, выступивший также в роли сценариста, и режиссер картины Тимур Бекмамбетов сознавали всю возложенную на них ответственность (вдруг провалится в прокате, не “пойдет” их фильм — и финансовый ручеек еще не скоро потечет в низины российского фантастического кино. Кстати, именно об этом Сергей нам рассказал в интервью, которое вы прочтете далее в номере). Ошибиться в выборе первых пяти минут — потерять далекого от фантастики зрителя. И ценных неинициированных Иных. Выбор создателей “Ночного Дозора” оказался правильным, а для поклонников книжки — неожиданным. Две многочисленные армии, Света и Тьмы, закованные в сверкающую броню, с пиками и мечами наперевес, раскрашенные в соответствии с “расовой” принадлежностью, сходятся на древнем мосту. Закипает битва. Не “мочилово”, а средневековый эпический бой: блестят глубоко погружаемые в тела недругов клинки, глазные прорези шлемов заливает краснотой... От знакомой до боли музыки — мурашки по коже. А хорошо поставленный голос за кадром вещает: “И понял тогда великий Гесер, что если не остановит он бой, никто не выживет”. И закричал великий Гесер, и замерли ратоборцы — кто как был. Мечи занесены, капельки пота повисли в воздухе. Тогда и был подписан Договор, в соответствии с которым отношения Темных и Светлых строго регулируются Дозорами — Дневным для сил зла и Ночным для сил добра. И срок того договора — тысяча лет. Далее — второй пролог. Появляются робкие титры, бело-красные и совсем неразличимые на фоне темной картинки. Этот эпизод вполне книжный, а фабула заимствована из пролога первой истории Дозора “Дневного”, то есть второй части цикла. Антон Городецкий (на его месте, по истории, должна быть NPC Наташа) приходит к знахарке Дарье, чтобы вернуть при помощи чар свою невесту — и дистанционно убить чадо в ее чреве. Тут-то незарегистрированную колдунью и вяжут оперативники из “Ночного Дозора” — сцена, достойная экранизаций Стивена Кинга и фильмов Хичкока. На экране происходит что-то непонятное, у куклы Машеньки отрастают паучьи ножки и крысиные зубки — и она лезет кусаться... Все герои погружаются в Сумрак — вместе с Антоном, который, как потом оказывается... Антон: “Кто вы?” Дозорные: “Он что — нас видит?” ...который, как оказывается, — скрытый Иной, маг второго уровня “в апогее”, и вообще крайне крутой... Тут, собственно, и начинается сам фильм. На живца Положительная черта “Ночного Дозора” — в том, что зрителю некогда заскучать и выскочить за пивом и минералкой (сцена распития свиной крови располагает к принятию более приятной жидкости). Даже для человека, читавшего книгу, экранизация кажется чем-то новым. Как бы сказал мастер сверхкоротких аннотаций — “донельзя динамичным, местами — чернушным, а в общем — очаровательным!” Самая яркая находка — фонарик-оружие. Собираясь на дело, Антон в лучших традициях десантника Арни из “Коммандо”, жирно покрывающего лицо маскировочными полосами, или Данилы, пилящего обрез под “Черных птиц” Бутусова, собирает себе фонарик. Оружие Света. Не эзотерическую побрякушку, вроде талисмана и амулета, а мощный фонарик, скажем... с обсидиановым отражателем! Так же символичен офис ночных дозорных (“Горсвет”) и фирменный бэтмобиль — желтая аварийная машина с ракетными ускорителями, совершающая на дорогах Москвы невероятные сальто. В связи с профессиональной “осветительной” деятельностью Иные могут зажигать в руках лампочки, а в поединке с Завулоном Антон предстает в поистине джедайском амплуа — с горящей галогенной лампой в руках. Чем не лазерный меч? И Светлые, и Темные в ладах с компьютерами. Несказанно радует обстоятельное наличие курсора на экране — и остроумие пользователей, вводящих в поисковую строку: “Катастрофы назавтра”. А ведь совсем недавно героиня из “Пункта назначения-2” набирала в консоли Yahoo.com слово “предвидение”, и система беспрекословно выдавала статью о катастрофе лайнера первой строкой! Мистика... Да, “Ночной Дозор” мог бы быть мистичным. Но готический роман — удел пассивности и отрешенности, в то время как данный фильм под завязку набит энергией и действием. Однако больше всего в нем — точно смоделированных житейских сцен, вроде открывшей дверь дайверши Вики, когда руки ее — в котлетном фарше. Всего того, что делает романы Лукьяненко “народными”. Это — европейские краны, которые с первого раза не откроешь, не зная, что следует рычажок вверх поднимать. И сосиски, варимые на котлах теплоцентрали. И голос Дроздова, рассказывающего в пятнадцатиминутном блоке рекламы, как надо ловить на живца, в то время как вампирша Лариса выходит на ночную охоту. Все удивительно созвучно и придает экшену многоплановости. Основное отличие от книги — множество сюжетных линий. Жанна Фриске (Алиса) только “отлетала” на концерте “Блестящих” — и уже готова послужить черному делу “Дневного Дозора”. Подрабатывает? Молодая вампирша чешет по автостраде в потоке машин, рядом притормаживает и высовывается из окошка лицо кавказской национальности со словами: “Дэвушка, падвэсты?”. Кавказца спасает только стекло, принимающее удар изящной ручонки. Над Москвой терпит крушение авиалайнер, и катастрофа эта показывается изнутри — через пару немолодых замужних людей. Со Светланы сбивают воронку инферно, применяя к ней безотказный “тул”: жиголо-оперативника Игната. Потом Игнат, человек, повидавший за пару сотен лет все, бежит от нее сломя голову, точно от маньячки. В фильме хохмачества нет. Зато остроумия — сколько угодно. Например, диалог между молодым Иным Егором и оборотнем Медведем: — А ты можешь превратиться в медведя? — Могу. — Ну так превратись... Или ты стесняешься? — Стесняюсь?.. (бормоча) Чего я стесняюсь? — Ну, когда ты превратишься в медведя, на тебе не будет одежды. — Стесняюсь?.. (обижено, но несмело) Я не стесняюсь!.. Совсем не стесняюсь! Или во время полета, жена мужу: — Ой, я видела, как в турбину попала ворона! — Дорогая, если бы в турбину попала ворона, мы бы уже давно... Мигает свет, и самолет с ревом заваливается на бок. Когда заклепки умели летать Актеры играют убедительно. Об этом еще напишут, и в этом, извините за тавтологию, вы убедитесь сами. Сейчас же хочется сказать о спецэффектах — диковинке в отечественном кино. В рамках Роскона года 2002-го, помнится, демонстрировали DVD-ремейк картины “Через тернии к звездам”. В новой версии изменился звук, добавилось несколько оригинальных саундтреков, зазвучавших чуть-чуть современней. И в паре-тройке эпизодов вклинились невиданные по тем временам спецэффекты. При виде серебристого диска, зависшего над космодромом (“Maya 3D”, наверное), публика восхищенно зааплодировала: компьютер добрался-таки до экспериментальной 70-миллиметровой пленки! Просматривая годом позже “Ведьмака” коллег- поляков, думалось совсем по-другому. С грустью. Неужели и у нас будут такие кукольные драконы, вместо гибких чешуйчатых тел, свободно рассекающих воздух?  | Спокойно! Если в продолжении “Ночного Дозора” и появится дракон Фафнир, он еще даст фору западным собратьям. В ход идут самые серьезные спецэффекты, создатели которых (сами рекламисты) в рекламе не нуждаются. Воронка проклятия над домом Светланы — это вихрь черных ворон, которых тысячи, если не сотни тысяч. Из фюзеляжа самолета выскакивает расшатавшаяся заклепка (голенькая, в пилотной версии — без текстуры) и под тему из “Матрицы” (в окончательной версии это будет “родная” мелодия) парит над Москвой. Потом приобщается к кружащемуся вихрю, падает на крышу, проскакивает в шахту лифта, дальше через вентиляционные каналы... Стремительно несется через весь дом, пока не выскакивает из решетки кухонной вытяжки — и плюхается в полную чашку кофе. Сумрак в фильме получился необычный и непонятный. Главное — темный. В воздухе пульсируют не то жилки, не то корни — и видно, как Сумрак выпивает из героев силы. Единственное, чего не удалось разглядеть — аур над головами. Хотя, может, Иные и разглядели? Грамотно реализован морфинг оборотней и перевертышей. Полярная сова (зал взорвался, когда Гесер представил пушистое чучело Антону: “Знакомься! Это Ольга”) оборачивается великой волшебницей очень болезненно — и с кучей перьев в воздухе. Да, еще с уместным замечанием: “Отвернись!”. Крупным планом показано, как когтистые длинные пальцы мутируют во вполне человеческую пятерню. Само собой, женщина-сова оказывается без одежды... Но этот пикантный момент остается за кадром. Также можно увидеть Москву, погруженную во тьму — внеплановое отключение в связи с “катастрофой назавтра”, — и то, как самолет сшибает неоновую вывеску “МТС”. Режиссер “Залипухи” Андрон Петровский потом сказал, что если бы ему поставили условие “фильм без спецэффектов или пару секунд с нашей рекламой”, он бы каждые пять минут вышки “МТС” сшибал. Спецэффекты “Дозора” по силе воздействия окупают ремонт и реставрацию всех многострадальных сооружений Москвы.  |  |  |  | В фильме снимались | Антон Городецкий: Константин Хабенский (“Хрусталев, машину!”, “Убойная сила”). Светлана: Мария Порошина (“Бригада”, “Дальнобойщики”). Гесер: Владимир Меньшов (режиссер фильмов “Москва слезам не верит”, “Любовь и голуби”). Завулон: Виктор Вержбицкий (“Что сказал покойник”, “Сибирский цирюльник”, “Гладиатрикс”). Вампир Костя: Алексей Чадов (главная роль в “Войне”). Ольга: Галина Тюнина (“Дневник его жены”). Игнат: Гоша Куценко (“Мама, не горюй!”, “Антикиллер 1-2”). Ведьма Алиса: Жанна Фриске (солистка группы “Блестящие”). Вампир Андрей: Илья Лагутенко (вокалист группы “Мумий-Тролль”). Знахарка Дарья: Римма Маркова (“Живые и мертвые”, “Родня”, “Окраина”). Отец Кости: Валерий Золотухин (“Хозяин тайги”, “Бумбараш”).Маг Руслан: Сергей Лукьяненко (не нуждается в представлении). Медведь: Александр Самойленко (“Олигарх”). Егор: Дмитрий Мартынов.Инквизитор Максим: Игорь Савочкин.Тигренок: Анна Слюсарева. |  | Культовость С первых кадров заметно, что батальные сцены в чем-то перекликаются с фильмом “Гладиатрикс”. Сходство, судя по перешептыванию в рядах, заметили многие. Для тех, кто не знает: “Гладиатрикс” — это историческая эпопея, приблизительно в пропорциях “золотого сечения” составленная из натуралистических побоищ на гладиаторской арене и изысканной, очень даже современной эротики — с моделями от “Плэйбоя”. Режиссировал этот фильм Тимур Бекмамбетов по заказу “короля трэша” Роджера Кормана. Голос за кадром, в свою очередь, напомнил рекламные ролики “Всемирная история: Банк “Империал” — тоже детище Бекмамбетова. Операторская работа — Сергея Трофимова, неизменного сотрудника кинокомпании “Базелевс”. Право слово, создается ощущение, что нас на протяжении десяти лет готовили к “Ночному дозору”, приучали к авторскому стилю дозированно, через рекламы и видеоклипы (Чичериной, например). Как в мире “Танцев на снегу”, где планеты завоевывали при помощи скрытой в сериалах информации. И готовили не зря. Кто-то пытался донести до народа истину, что фильм — очередной трэш, спецэффекты — пародия на американские фильмы класса “Б”, приколы — тупые, а сюжет книжки не передан посредством видеоряда... Но таких было немного, и все они, как оказалось, находились под воздействием Темных, рискнувших сорвать премьеру. Дрогнули, упыри, видать. Но с Темными быстро справились. Сразу по окончании показа. А в рапорте написали: “Несанкционированное вмешательство с использованием Силы третьей степени. Равновесие налажено. Пятница, 13 февраля, санаторий “Березки”, Москва. Руководил операцией: Городецкий”. Что ж. Пока есть Свет, мы будем стоять на страже Договора. А для чего еще, по-вашему, нужен “Ночной дозор”?  |  |  |  |  |  |  | Техническая информация о спецэффектах | Количество планов с использованием визуальных эффектов (ВЭ): 400 (приблизительно 80 минут в первой части фильма). Программное обеспечение для ВЭ: Maya, 3Dmax, Shake, Digital Fusion, Softimage Xsi, Flame. Порядок подгонки ВЭ: концептуальная разработка эффектных сцен, раскадровка, согласование деталей с актерским составом, собственно съемки, “наброски” эффектов, монтаж, окончательная доработка эффектов. Пленка: 35 мм Kodak.Сканирование и корректировка изображения: 2К, Digital Intermediate. | * * * Выход “Ночного дозора” на экранах кинотеатров уже неоднократно переносился по техническим причинам (растянутость съемок, сложности с прокатным соглашением и т.п.). Но поскольку этот сложнейший, интереснейший фильм уже снят, он обязательно будет показан заждавшемуся зрителю. Рано или поздно. И мы вернемся к этой яркой кинокартине в одном из будущих номеров журнала! |